Экс-сотрудница ЦРУ назвала письмо из фильма «России 1» поддельным

Экс-сотрудница ЦРУ назвала письмо из фильма «России 1» поддельным

Логотип ЦРУ в холле штаб-квартиры спецслужбы

Бывшая сотрудница ЦРУ Валери Плейм назвала поддельным письмо, показанное в сюжете телеканала «Россия 1», в котором основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального назвали платным агентом основателя Hermitage Capital Уильяма Браудера. Об этом Плейм заявила телеканалу «Дождь».

«Я думаю, письмо поддельное», — заявила Плейм. Она добавила, что никогда не слышала имен Алексея Навального и Вильяма Браудера, которые были упомянуты в фильме «России 1».

Фрагмент фильма телеканал «Россия 1» показал в эфире программы «Вести недели» вечером 11 апреля. Полностью телеканал планирует показать его 13 апреля.

В показанном фрагменте Навальный описан как платный агент Браудера. В фильме утверждается, что в 2007 году агент Соломон, которым, по данным телеканала, является связанный с британскими спецслужбами Браудер, начал сотрудничество с Навальным. Последний получил псевдоним Фридом в рамках операции «Дрожь» по подрыву конституционного строя в России. Эта операция якобы была разработана ЦРУ еще в 1986 году.

В фильме также было показано письмо, подписанное якобы агентом ЦРУ Валери Плейм и датированное 20 сентября 2009 года. По данным телеканала, Плейм написала отчет директору ЦРУ о здоровье Сергея Магнитского со слов агента Соломона.

Плейм в разговоре с «Дождем» также заявила, что уволилась из ЦРУ до 2009 года.

Навальный, комментируя анонс фильма, написал на своем сайте, что собирается подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к телеканалу «Россия 1», Дмитрию Киселеву, в передаче которого был показан анонс, а также к авторам расследования. Оппозиционер также пообещал, что будет добиваться возбуждения уголовного дела по статье «клевета» (ст.128.1 УК). Киселев в свою очередь заявил, что телеканал «Россия 1» покажет фильм несмотря на иск оппозиционера.

Имя Валери Плейм появилось в публичном пространстве в 2003 году. Тогда американский дипломат Джозеф Уилсон в интервью американским СМИ заявил о ложности информации о продаже урана Нигером Ираку. Эти обвинения ранее использовал Джордж Буш, чтобы обосновать начало военной кампании в Ираке. Американские СМИ утверждали, что Уилсон попал в Нигер благодаря протекции своей жены Валери Плейм, которая является агентом ЦРУ из отдела по мониторингу за оружием массового уничтожения.

Позднее Минюст США возбудило дело о разглашении государственной тайны, так как имена сотрудников этого отдела ЦРУ являлись секретными. Авторы публикаций в американских СМИ признались, что данные о Плейм им передали советник президента США Карл Роув и заместитель вице-президента Льюис Либби. Плейм подала иск к информаторам СМИ, но суд его отклонил «по юридическим причинам».