Этично ли воскрешать на экране умерших актёров при помощи компьютерных технологий?

Этично ли воскрешать на экране умерших актёров при помощи компьютерных технологий?


В последние годы в Голливуде не умолкают дебаты на тему: этично ли воскрешать на большом экране умерших актёров? Особенно этот вопрос стал обсуждаем после трагической гибели актёра Пола Уокера, который насмерть разбился на автомобиле и не успел закончить съёмки в картине «Форсаж 7». Продюсеры оказались перед сложным выбором: отказаться от релиза фильма или же заменить актёра в фильме на его двойника, нарисованного CG-художниками. В итоге они склонились ко второму варианту, но результат получился далёким от идеала.

В фильме «Изгой-один: Звёздные войны» несколько актёров также были созданы талантливыми специалистами студии Industrial Light and Magic. Но правилен ли подобный подход с точки зрения этики?




Многие голливудские деятели считают, что подход этот правилен. Но только лишь в том случае, когда без воскрешения актёра попросту не обойтись. Бывает так, что сценаристы создают такую историю, в которой критически важно показать зрителю определённого персонажа, а если актёр, сыгравший его в предыдущих фильмах, уже скончался по той или иной причине, кинотворцам не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к современным технологиям и спецэффектам. Разумеется, всё это делается исключительно с позволения ближайших родственников актёра. Они должны дать официальное разрешение на использование образа человека в будущей картине. В большинстве случаев семьи даже получают роялти за то, что их умерший родственник вновь появляется на экране.


За примерами далеко ходить не надо. Умерших актёров воскрешают не только в дорогих голливудских блокбастерах, но даже в некоторой рекламе. Вспомнить хотя бы рекламное видео Volkswagen, снятое в стиле одной из сцен культового фильма «Поющие под дождём» (1952). Воскрешённый актёр Джин Келли, умерший в 1996 году, словно в лучшие свои годы танцует современный танец вокруг новой модели автомобиля Golf. Вы можете посмотреть это видео чуть ниже. Конечно, качество «врезки» лица актёра оставляет желать лучшего, но это яркий пример того, что даже в рекламе технология воскрешения умерших актёров активно используется уже сегодня.



Ещё одним ярким примером использования внешности умершей знаменитой актрисы в рекламе является видео, рекламирующее шоколад Galaxy. В нём мы можем видеть великолепную Одри Хепберн, которая покинула наш мир в 1993 году в возрасте 63 лет. Разрешение на использование её образа дали сыновья Одри, которые получили за это солидный гонорар. Компьютерный образ актрисы в рекламе получился довольно жутким, так как именно в такие моменты наш мозг сталкивается с так называемым эффектом «зловещей долины», когда он на подсознательном уровне, как бы ни была совершенна компьютерная графика, понимает, что перед ним не живой человек, а всего лишь его искусственная копия. С этой проблемой на протяжении десятилетий борются специалисты по анимации и моделированию 3D-моделей персонажей. Но на 100% победить эту проблему пока не удалось никому. Наш мозг просто так не проведёшь.



Реклама воскресила на экране великого актёра Джона Уэйна, который появился в нескольких роликах пива Coors Light. Кстати, его образ в этой рекламе выглядел куда правдоподобнее, нежели вышеупомянутая Одри Хепберн. За использование образа актёра производители пива перевели внушительную сумму в Фонд исследования онкологических заболеваний имени Джона Уэйна. Так что можно сказать, что этот проект хотя бы принёс пользу науке и здравоохранению.




Ещё одна реклама воскресила на экране образ знаменитого актёра Брюса Ли. Сделала это видео компания Johnnie Walker, известная производством виски. И снова «зловещая долина» буквально сочится с экрана.



Впрочем, порой образы актёров использовались и без согласия всех членов их семьи на это. Например, в одной рекламе пылесосов использовалась внешность актёра Фреда Астера, так как эту идею одобрила его вдова, за что, разумеется, получила приличный гонорар. Но когда получившееся в итоге видео увидела дочь актёра от его предыдущей жены, она пришла в ужас. Но поделать с этим она ничего уже не могла, так как у рекламщиков на руках была подписанный контракт.



Мы довольно часто видим на экране персонажей, давно уже покинувших этот мир. И вовсе не обязательно создавать их с помощью компьютерной графики. В знаменитом фильме «Форест Гамп» персонаж актёра Тома Хэнкса возникает на экране в компании нескольких ныне покойных американских президентов. Сделано это было при помощи сложного монтажа старых архивных записей и нового отснятого материала, но выглядело всё равно довольно правдоподобно. Чуть позднее режиссёр Роберт Земекис вновь прибегнул к этому способу монтажа, врезав кадры с президентом Биллом Клинтоном в свой новый фильм «Контакт». К слову, Билл Клинтон сильно рассердился, узнав, что его образ без разрешения использовали в кино. Но Земекис парировал его возмущение тем, что президент – это всё-таки публичная фигура, и от использования его образа в произведениях искусства никуда не деться.



В недавнем фильме «Изгой-один: Звёздные войны» помимо нескольких камео, о которых я не стану упоминать, чтобы не спойлерить фильм тем, кто его ещё не видел, художникам студии Industrial Light and Magic пришлось воскресить на экране персонажа по имени Мофф Таркин, в исполнении актёра Питера Кушинга, скончавшегося в 1994 году. Этот герой был критически важен для рассказываемой зрителям истории, поэтому у компьютерных художников и аниматоров попросту не было другого выбора, кроме как прибегнуть к последним наработкам компании Disney в области создания компьютерных персонажей. Несмотря на то, что команда высококлассных специалистов проделала колоссальную работу, нельзя сказать, что персонаж избежал «эффекта зловещей долины» и получился на 100% правдоподобным. Он по-прежнему выбивался из общей картины на фоне живых актёров, и зритель это прекрасно понимал.



Пока что использование образов умерших актёров в фильмах и рекламе остаётся довольно скользкой темой. Да и качество воплощения этих самых образов всё ещё далеко от идеала и скорее вызывает некое подсознательное отторжение, нежели восторг зрителя. Если задуматься, то кинематографисты так или иначе будут прибегать к высоким технологиям время от времени. Например, вчера скончалась актриса Кэрри Фишер, исполнившая роль принцессы Леи в серии фильмов «Звёздные войны». Учитывая, что её персонаж должен был появиться в последующих картинах, которые в данный момент снимает студия Disney, вероятнее всего, мы увидим на экране её CG-образ. Но это, разумеется, всего лишь догадки. А как вы считаете, уважаемые читатели, правильно ли это: использовать образ актёра после его смерти?