Главная мебельная выставка в Милане: чего ждать от Salone del Mobile

Главная мебельная выставка в Милане: чего ждать от Salone del Mobile

Мебельная выставка в Милане — это своего рода Новый год, точка отсчета для дизайнеров, архитекторов, производителей и дистрибьюторов любой интерьерной продукции. Ну и для всех любителей дизайна тоже — потому что нигде больше, ни на одной из недель или ярмарок дизайна, не бывает одновременно столько нового, интересного, необычного, креативного. В эту неделю в Милан приезжают хотя бы на пару дней все главные деятели дизайнерского мира, привозят все, что они напридумывали за предыдущий год, задают тенденции на будущее, общаются с профессионалами рынка и поклонниками, вдохновляются и вдохновляют.

 

rbc.ru/style_pics/media/img/800x533/114603795259668/pr/backstage_cortogarronesalonedelmobile1.jpg" style="width: 800px; height: 533px;" />

Кадр из фильма Маттео Гарроне, снятого для выставки «Эпоха до дизайна: классика»   (@Salone del Mobile)

 

Основное дневное мероприятие — это сам Salone del Mobile, Мебельный салон, который в этом году проходит уже в 55-й раз. Его постоянный дом — выставочный комплекс Pho Pero авторства итальянских мэтров архитектуры Массимилиано и Дорианы Фуксасов. Спроектированные ими сетчатые стеклянные навесы в любую погоду удивительно фотогеничны и даже, не побоюсь этого слова, романтичны.

Под навесами, между лужаек и архитектурно выверенных прудов, находятся два десятка павильонов. Четыре из них занимает так называемая классическая мебель, десять — дизайнерская. Это и есть Мебельный салон. Параллельно с ним в этом году проходят две биеннале: Международный салон ванных комнат (Salone Internazionale del Bagno), где собираются изготовители сантехники и плитки, и Международный салон кухонной мебели (EuroCucina), где среди прочего демонстрируются все последние изобретения и технические новинки для использования на кухне.

 

Коллекция кухонной мебели Scavolini

@ Scavolini

Часть философии организаторов Миланского салона — это стремление объединить бизнес и культуру. Поэтому последние годы к коммерческим стендам обязательно добавляется художественно-образовательная часть, такая выставка внутри выставки. В этом году она развернулась в павильоне 15 (стенд F15/H18) и называется «Эпоха до дизайна: классика». Задача — показать чудеса, которые творит классика, проходя сквозь время и пространство, становясь отправной точкой для появления нового стиля жизни, нового мира, нового будущего. Экспозиция выстроена в духе классической палладианской виллы, помещения идут круговой анфиладой, раз за разом помещая зрителя внутрь мультимедийной и сенсорной инсталляции. Восемь комнат — тематические, со своим настроением и декором: одна посвящена свету, другая населена тенями, третья носит название Convivium («Пир»), четвертая представляет собой музыкальный зал и т.д. В центре расположился театральный зал, знатокам напоминающий ренессансные театры.

 

Коллекция ламп Planet и Kabuki, Kartell  (пресс-служба Kartell)

 

По замыслу авторов, после осмотра экспозиции посетителю должно стать совершенно понятно, что итальянские мебельные традиции уходят в глубину веков, но по-прежнему сильны, и весь сегодняшний итальянский дизайн — это развитие классической эстетики и вкуса, которые у итальянцев в генах.

Для этого проекта один из самых популярных итальянских режиссеров последних лет Маттео Гарроне снял короткометражный фильм, который уже заранее называли смелым, дерзким и экстравагантным. «Мне понравилась отправная идея проекта — классика, красивая в самом широком смысле этого слова, которая проходит сквозь различные эпохи и наводит мосты в будущее, — рассказывает Гарроне о своем новом маленьком кино. — Чтобы это показать, я создал апокалиптический сценарий: после ядерного взрыва, который разрушил мир, дети (их взгляд остался незамутненным, они могут видеть прекрасное) находят и спасают несколько предметов. Передвигаясь по заколдованному месту, где чувствуется связь с прошлым, маленькие «спасатели прекрасного» приводят в порядок, чистят и сберегают найденную мебель для будущих поколений, чтобы передать им красоту. Таким образом, мебель становится полноправным действующим лицом, которое пережило многие эпохи и осталось навечно актуальным».

Помимо собственно выставки-ярмарки, в эту неделю разворачивается огромная вневыставочная программа. Несколько тысяч мероприятий разного рода, масштаба и уровня. От глобальных, музейных, до узкопрофессиональных, которые проходят в каждом специализированном магазине и шоу-руме. Большинство магазинов одежды тоже «принаряжаются» к Салону — оформляют витрины совместно с мебельными дизайнерами, устраивают у себя выставки каких-нибудь дизайнерских работ. Улица Монтенаполеоне и квартал вокруг в эти дни выглядят как район сосредоточения смелых и модных мебельных марок.

 

Одна из комнат Pallazo Francesco Turati, в котором проходит выставка Masterly — The Dutch in Milano

 (пресс-служба Salone del Mobile)

Из больших музейных выставок этого года стоит отметить три. В Музее Польди-Пеццоли — огромном палаццо XVII века, с сохранившейся обстановкой и богатыми коллекциями произведений искусства, оружия, ювелирных украшений — проходит выставка «Почти секретно. Ящики между искусством и дизайном». Старинные шкафы и комоды из обстановки этого дома-музея смешаны с последними фантазиями дизайнеров XX и XXI веков, в том числе таких известных как Этторе Соттсасс и Широ Курамата. Для чего? «Чтобы предложить концепции, разбудить воспоминания и дать рекомендации», как говорит куратор выставки архитектор Беппе Финесси.

В Палаццо Триеннале в дни Мебельного салона проходит выставка «Комнаты. Новая философия жилища». Это, во-первых, экскурс в историю интерьера на примерах работ великих итальянских мастеров прошлого и современности: подборка фотографий, моделей и рисунков их лучших проектов. Что-то вроде трехмерной энциклопедии, охватывающей весь XX век и начало XXI. А другая часть — это 11 комнат, спроектированных 11 известными дизайнерами наших дней, включая Алессандро Мендини, Фабио Новембре, Марту Лаудани и Марко Романелли, студию Lazzarini Pickering Architetti, студию Carlo Ratti Associati и др. У кого-то это комната-тюрьма, у кого-то — большой и влекущий рот. И для каждого проекта философ Франческо М. Каталуччо подобрал близкие по духу тексты, от «Невыносимой легкости бытия» Милана Кундеры до тонких философских теорий о скрытом смысле барокко и вызвавших большое обсуждение трактатов о текучести современности, искусственном интеллекте и теории познания.

Консоль дизайна Стива Леюнга, Visionnaire   (пресс-служба Visionnaire)

 

Третья масштабная выставка по сути является голландским павильоном в Милане и называется Masterly. The Dutch in Milano — «Мастерски. Голландцы в Милане». Она занимает впервые открывшееся для публики после долгой реставрации неоренессансное Палаццо Франческо Турати, которое само по себе произведение искусства. В его стенах представлены дизайн, искусство, ремесло, мода и фотография — в таком сочетании, в котором, как уверяют организаторы, вы их никогда не видели. Изделия современных дизайнеров и ремесленников живут в диалоге с живописными полотнами голландского золотого века. Бонус места — невероятный вид на Милан, который открывается с террасы на крыше.

Коллекция стекла Swarovski

пресс-служба Swarovski

Среди ожидаемых премьер находится домашняя коллекция компании Swarovski, которая вместо привычных хрустальных зверушек и безделушек наконец запускает в серию очень продвинутые украшения для стола, игры и объекты для домашнего офиса под маркой Atelier Swarovski Home. Предметы построены на контрастах материалов: хрусталя и мрамора, металлов, синтетической смолы — и разработаны для компании самыми неординарными дизайнерами планеты, от Даниэля Либескинда и Рона Арада до Альдо Баккера, студий Raw Edges и Fredrikson Stallard. Эта выставка открылась в студии у миланских архитекторов Piuarch в районе Брера.

Другая долгожданная мебельная инициатива — это коллекция мебели Valet by David Rockwell архитектурной звезды Дэвида Роквелла. Сделал он ее в сотрудничестве с гонконгско-китайской мебельной компанией Stellar Works, используя тактильно и визуально интересные материалы, такие как черненая сталь, седельная кожа, матовая латунь и древесина американского ореха. И сказал, что исследовал в процессе современные манеры жить, работать и развлекаться. Увидеть эту мебель можно в Arcade, 32 между виа Сан Грегорио и виа Казати в районе Порта Венеция.

 

Коллекция мебели Valet by David Rockwell  (пресс-служба Stellar Works)

 

Третья достойная внимания находка — это сотрудничество не витающего в облаках мебельного дизайнера Патриции Уркиолы и дизайнера-графика, фантазера и прожектера Федерико Пепе по прозвищу Le Dictateur. От этого неожиданного союза родилась коллекция мебели Credenza — посудные шкафы, ширмы и журнальные столики из витражного стекла, на которые авторов вдохновили разные святые места. Коллекция выставлена в шоу-руме и галерее Spazio Pontaccio.

И наконец, то, что Миланский мебельный салон — это праздник для всех участников и посетителей, подтверждают две совершенно новые веселые инициативы, которыми определенно запомнится 2016 год. Во-первых, британский дизайнер Ли Брум показывает свою новую коллекцию светильников под названием Optical в специально оборудованном минивэне, колесящем по улицам города и делающим остановки в центрах дизайнерской активности. А во-вторых, в стремительно развивающемся районе 5 VIE вечером 13 апреля по инициативе ироничной и дерзкой дизайнерской компании Seletti состоялся дизайнерский поп-парад. Все было как положено: платформы, плакаты, музыка и танцы. Настоящий карнавал дизайна — квинтэссенция всего того безумия, которое царит в буржуазном Милане одну неделю в середине апреля.