Главное кинособытие следующей недели – открытие 40-го ММКФ

Главное кинособытие следующей недели – открытие 40-го ММКФ

15.04.2018 | 20:33

Что бы ни случилось на следующей неделе, главным её кинособытием будет открытие 40-го Московского Международного кинофестиваля.

Сроки его проведения в этом году непривычны: он начнется на два месяца раньше обычного. Причиной тому другое событие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу, который переместил акцент этого лета на спорт. Московский фестиваль, напомню, второй в мире по возрасту после Венецианского. Впервые он проводился зимой 1935 года, председательствовал Сергей Эйзенштейн. Но в регулярное кинособытие он превратился только в конце 50-х, с этого момента и стоит вести официальную хронологию.

В 1959-м под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами» торжественно открылся 1-й Московский Международный кинофестиваль. С этого момента он проходил раз в два года, собирая толпы за билетами и абонементами. Киноманы съезжались со всей страны, чтобы увидеть лучшее кино современности. Съезжались и заграничные звезды, чтобы увидеть запретную, закрытую страну.

«Тогда было одно из качеств - заполучить гостей, рассказать всем иностранным товарищам, как у нас живется хорошо в Советском Союзе, что у нас есть кино, его любят, смотрят. Тогда была другая задача - пропаганда нашего советского строя», - поделился режиссер, народный артист России Николай Досталь.

В конкурсе были только «идеологически правильные» картины, а по неписаному закону главного приза достойны были только советские фильмы. Известный случай, когда в 63-м году золотую медаль вручили фильму «Восемь с половиной» Федерико Феллини. За это под страхом исключения из партии боролся Григорий Чухрай.

«Мне рассказывали переводчики, которые работали с жюри, что Чухрай очень нервничал. Он то и дело брал перерыв в работе жюри, куда-то бегал звонить, советовался. Пройдя через все собственные волнения, он все-таки совершил поступок», - рассказал кинокритик, кинопродюсер Армен Медведев.

Армен Медведев помнит много историй: как спасал Джину Лоллобриджиду от восторженной толпы, как фестиваль выезжал за пределы Москвы, показывая фильмы в столицах советских республик, нарушая регламент о кинофестивалях класса А. Помнит, как американцы протестовали по поводу вьетнамских фильмов и наоборот.

«В 71-м году была ситуация, которая казалась тогда кризисом, когда госдеп США объявил, что он не одобряет отправку официальной делегации американских кинематографистов на ММКФ. Но приехала, пожалуй, самая большая американская делегация в истории Московского фестиваля. Приехала независимо», - добавил кинокритик, кинопродюсер Армен Медведев.

В годы перестройки к обновленной стране возник новый интерес. Фестиваль тоже изменился. Звездам мирового кинематографа за приезд платили деньги. Правда, продлилось это недолго. В 99-м президентом ММКФ стал Никита Михалков. Одно из первых его решений - не растрачивать бюджет впустую.

«Мы сразу отменили эту довольно унизительную процедуру - приглашать звезд за деньги, потому что мы сразу расписывались в том, что у нас нечего смотреть и не за что ценить и уважать», - сказал режиссер, президент ММКФ Никита Михалков.

Помогли личные взаимоотношения с режиссерами и актерами. Они приезжали и домой возвращались с призами. Закипела фестивальная жизнь. Правда, чтобы создать новые правила, потребовалось несколько лет. В то время околофестивальная жизнь почти затмевала кино - вечеринки, концерты, прогулки. Пришлось смещать акценты в сторону кинематографа.

«Нам очень важно, чтобы наш прокат стал интересен коллегам-кинематографистам. Мы огромная страна, и худо-бедно, но на кино люди тратят довольно большие деньги. Поэтому я бы хотел, чтобы работал кинорынок, чтобы он реально влиял на прокат фильмов, которые продают и покупают», - добавил режиссер, президент ММКФ Никита Михалков.

У сегодняшнего ММКФ с советским общее только название. На решение жюри никакого давления. Помимо конкурсной программы, множество внеконкурсных, из которых можно составить полное впечатление о том, что сейчас происходит в современном кинематографе, а это и есть задача фестиваля. В этом году ему 40, впереди еще целая жизнь.

«Сейчас очевидно, что Россия на слуху, очевидно, она возвращается на позиции мирового лидера, и я думаю, это повод для того, чтобы пытаться и фестивалю вернуть былую славу», - считает режиссер, народный артист России Карен Шахназаров.

Новости культуры

Реклама