Как вытеснить Квята и стать самым молодым победителем в «Формуле-1»

Как вытеснить Квята и стать самым молодым победителем в «Формуле-1»

Невероятная история успеха 18-летнего голландского гонщика Red Bull Макса Ферстаппена.

Макс – потомственный автогонщик, сын участника нескольких чемпионатов мира Йоса Ферстаппена.

Отец, считавшийся неплохим, но без особых успехов пилотом, решил реализовать свои амбиции в сыне: он усадил четырехлетнего мальчика за руль карта, и тот за несколько лет насобирал кучу трофеев.

Большое будущее многие предсказывали Максу задолго до прихода в большие гонки.

Эти кадры сделаны 16 лет назад – 3-летний Макс попал в паддок «Формулы-1» и пообщался с Михаэлем Шумахером, с которым Йос вместе гонялся в «Бенеттоне» в 1994 году.

Из картинга Макс перешел в «Формулу-3», и тут же удивил: он так быстро освоился и начал побеждать, что задолго до финиша чемпионата заинтересовал сразу две команды «Формулы-1» – «Мерседес» и «Ред Булл». Это кажется еще более удивительным, если учесть, что обычно молодые гонщики идут к вершине автоспорта годами – Ферстаппену же потребовалось менее одного сезона.

В отличие от «Мерседеса», предлагавшего голландцу традиционный карьерный путь (постепенно – от одной младшей серии к другой), «Ред Булл» не побоялся рискнуть: куратор молодежной программы австрийского концерна Гельмут Марко пообещал пилоту место в «Формуле-1» уже в 2015 году. И ради молодого таланта не пожалел одного из «созревших» парней – гонщика «Торо Россо» Жана-Эрика Верня. Так, в 17 лет Ферстаппен дебютировал в Гран-при.

Первый сезон в «Торо Россо» прошел достойно: после аварии в Монако Макс только прибавлял и до конца года совершил много классных обгонов, особенно удались гонки в Венгрии и США, где он останавливался в шаге от подиума. Чтобы пойти на повышение, Ферстаппен делал все возможное: опередил напарника и сильно начал новый чемпионат. Кроме того, отец Йос и его деловой партнер Раймонд Вермюлен вели активную закулисную работу по скорейшему переходу Макса в «Ред Булл».

Как утверждают многие в паддоке, появление Ферстаппена в старшей команде «быков» было предрешено заранее. А не самый удачный старт для Даниила Квята и опасение руководства упустить главного таланта стали триггером, ускорившим перестановки. В итоге всего после четырех гонок «Ред Булл» и «Торо Россо» обменялись пилотами: Квята отправили в Фаэнцу, а голландец отправился на повышение в Милтон-Кейнс.

Трасса «Барселона-Каталония» отлично подходит болиду «Ред Булл» RB12. Здесь нет многочисленных длинных прямых, на которых теряется время из-за нехватки мощности мотора, зато огромное значение имеет уровень прижимной силы, что является сильной стороной «Ред Булл». Ферстаппен отлично проявил себя в квалификации и показал четвертый результат – это стало заявкой на высокую позицию в гонке.

На старте умудрились столкнуться фавориты из «Мерседеса», что открыло путь к победе, но прежде чем финишировать первым, Макс поборолся с новым напарником Даниэлем Риккардо и двумя пилотами «Феррари» – Феттелем и Райкконеном. Не обошлось и без везения: Риккардо и Феттель избрали не лучшую тактику с тремя пит-стопами, в то время как Ферстаппен и Райкконен предпочли две остановки в боксах – это позволило гонщику «Ред Булл» возглавить пелотон.

И пусть Кими быстро догнал голландца, обгон провести он так и не смог – потери на прямых Макс умело компенсировал в многочисленных поворотах и на выходе из виражей. В результате, несмотря на менее мощный двигатель «Рено», Ферстаппен не позволил Райкконену совершить ни одной атаки и справился с прессингом.

После финиша мир изумился – в «Формуле-1» свершилось невероятное: 18-летний гонщик стал самым молодым победителем Гран-при, и в дополнение к этому – в первой же гонке за новую команду.

Пока его карьера напоминает художественный фильм, причем не триллер или драму, а стремительную историю успеха. Не так давно сравнения Ферстаппена с Сенной, Шумахером или Феттелем часто натыкались на иронию и сарказм – но, похоже, Макс действительно может стать явлением в автоспорте.

Впереди Гран-при Монако, трасса, которая может подойти RB12 еще лучше, чем «Барселона-Каталония». В Монте-Карло «Ред Булл» способен если не победить «Мерседес», то по крайней мере навязать борьбу. Не исключено, что у Ферстаппена будет шанс победить еще раз. А затем «Рено» обещает большое обновление силовой установки – и если работа французских инженеров действительно позволит добиться прогресса, то к «Ред Булл» на подиуме придется привыкать заново. Макс пришел в нужное время и, скорее всего, будет бороться за высокие места.

Победа в первой же гонке снимет груз ответствеености с плеч Ферстаппена и «Ред Булл», который многие упрекали в несправедливом обращении с Даниилом Квятом.

Ромен Грожан: «Впечатляющий перфоманс Макса Ферстаппена! Приятель, отличное выступление в первой гонке за «Ред Булл».

Кристиан Хорнер, руководитель «Ред Булл»: «Мы в таком же шоке, как и вы, ребята. Мы знали, что когда оба «Мерседеса» вылетели на первом круге, что у нас будет шанс, но то что сделал Макс – просто невероятно.

Макс проехал гонку с двумя пит-стопами, и ему пришлось действовать на пределе. Но в итоге все сработало отлично. Это фантастика, что в «Формуле-1» появился новый победитель, юноша, сумевший подняться на верхнюю ступень подиума в восемнадцать лет. Ему пока даже нельзя пить шампанское.

Да, результат гонки в Барселоне периодически бывает неожиданным – как мы пару лет назад уже видели на примере Пастора Мальдонадо, но Макс продемонстрировал потрясающее выступление. По ходу уик-энда он не допустил ни одной ошибки».

Йос Ферстаппен, отец вундеркинда: «Просто невероятно, ему лишь 18 лет, но то, как он выступает в гонках… Это невероятно. Я не знаю, что еще сказать».

Фото: Gettyimages.ru/ David Ramos, Dan Istitene, Mark Thompson, Clive Mason; formula1.com