Новая волна Милоша Формана: семь причин благодарить чешского режиссера

Новая волна Милоша Формана: семь причин благодарить чешского режиссера

13 апреля в возрасте 86 лет ушел из жизни режиссер Милош Форман, научивший американцев самоиронии.

Милош Форман дебютировал в кино в 1964 году работой «Черный Петр» — социальной драмой о чешском подростке и сразу же получил главный приз кинофестиваля в Локарно. Следующим фильмом стали «Любовные похождения блондинки», где рассказана история брошенной девушки из провинциального города. Форман снимал непрофессиональных актеров на черно-белую пленку, работая в стиле, близком к документальному кино. Режиссера получил две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Последним фильмом Формана перед эмиграцией стал «Бал пожарных» или «Горит, моя барышня» по-чешски 1967 года. Черная комедия о празднике с нечестными конкурсами и чередой безумств — первый цветной фильм режиссера, своеобразное предсказание пражской весны 1968 года.

Первый американский фильм Милоша Формана «Отрыв» снят в 1971 году. До этого режиссер несколько лет жил на полтора доллара в день, питаясь бургерами. «Отрыв» — портрет нью-йоркских 1970-х от лица девочки-подростка. К сожалению, в 1970-х американские зрители еще научились смеяться над собой и публика фильм не оценила. «Отрыв» — первый провал Формана в прокате и первый гран-при в Каннах.

В 1962 году роман Кена Кизи едва успел выйти в свет, как актер Кирк Дуглас приобрел права на экранизацию за $47 000. Уже в следующем году Дуглас сам исполнил роль МакМерфи на Бродвее, но с экранизацией появились сложности. Кирк Дуглас отправил книгу молодому чехословацкому режиссеру Форману, но она не дошла до адресата — была изъята на таможне. После кассового провала «Отрыва» в 1971 году о Формане вспомнил Кирк Дуглас. Форман стал единственным режиссером, представившим поэтапный план съемок экранизации романа. Он был готов работать в настоящей психиатрической больнице, катастрофически ужать бюджет фильма, чтобы заполучить на главную роль Джека Николсона. На площадке царила свобода импровизации. Фильм получил 5 премий «Оскар», 6 статуэток «Золотой глобус» и BAFTA, а в руках у Милоша Формана оказался первый Оскар за режиссуру.

В 1979 Милош Форман снял экранизацию бродвейского антивоенного мюзикла «Волосы». В 1984 Форман перенесся в XVIII век и создал «Амадей». Картина о противостоянии Моцарта и Сальери была снята в Чехословакии — улицы Праги превратились в Вену XVIII века. Режиссер стремился снимать только при естественном освещении с играющей на заднем плане классической музыкой для поддержания атмосферы. «Амадей» получил рекордное количество премий Оскар — 8 и принес Форману вторую статуэтку за лучшую режиссуру.

После «Амадея» Форман еще раз вернулся в XVIII век, создав свою версию «Опасных связей» романа Шодерло де Лакло — «Вальмон», 1989. Со своим Вальмоном-Колином Фертом Форман опоздал ровно на год. В 1988 году Стивен Фрирз выпустил экранизацию романа с Джоном Малковичем и Гленн Клоуз в главных ролях, которая затмила фильм Милоша Формана.

Героями следующих фильмов Формана стали порно-издатель Ларри Флинт и эксцентричный комик Энди Кауфман. Порно-издатель, протагонист картины «Народ против Ларри Флинта» — неоднозначный выбор для ленты о свободе слова, а комик Энди Кауфман и вовсе забытый юморист, умерший в расцвете лет. На роль комика Форман выбрал Джима Керри, так «Человек на луне» стал его первой драматической работой. Комик и его экранный образ, Энди Кауфман и Джим Керри, так впечатлили Формана, что он назвал в их честь близнецов, родившихся в 1998 году, — Эндрю и Джеймс.

«Народ против Ларри Флинта» получил главный приз Берлинского кинофестиваля, а «Человек на луне» — награду за лучшую режиссуру Берниалле, которая стала последней в завершающейся карьере режиссера.

В 2006 году Милош Форман обратился к испанской живописи конца XVIII. Героем своего фильма он выбрал художника Гойю. На полотне «Молочница из Бордо» режиссер увидел лицо Натали Портман, — так появился замысел жестокого и грустного фильма о пытках, вере и недостижимой свободе. Формана покинул его фирменный юмор, но создалось впечатление полноты высказывания —режиссер успел рассказать обо всем, что его волновало долгие годы.