Откуда у нас это навязчивое морализаторство, замаскированное под заботу?

Откуда у нас это навязчивое морализаторство, замаскированное под заботу?

Интересно, какая мотивация заставляет десятки тысяч взрослых русскоязычных представителей интернет-аудитории высказывать свою моральную позицию по каждому, самому ничтожному и отвлеченному инфоповоду?

 



На самом деле все просто. Кто-то из отцов-основателей психотерапии (по-моему Фрейд) сказал: "Невроз – это неспособность переносить неопределенность".

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Мысль, в общем-то, очевидная.

Чем более зрелая у человека психика – тем лучше он переносит неоднозначность, непредсказуемость и неопределенность окружающего мира, не пытаясь перекроить его в упрощенное "Спокойной ночи, малыши".

Откуда у нас это навязчивое морализаторство, замаскированное под заботу?

 

 

 

 

 

И наоборот – чем менее зрелая психика, тем чаще и сильнее ее обладатель стремится расщепить любые сложные оттенки на доступное детскому сознанию черное и белое, не оставляя ничего непонятного и оттого пугающего посередине.

"Солнечному миру – да! да! да! Ядерному взрыву – нет! нет! нет!" – истинный гимн тяжелого невроза.
 

Как бы морализаторство не маскировалось под заботу о ком-либо, в нем всегда есть привкус лжи и трусости.

Истинный посыл морализатора:

"Мне страшно и невыносимо жить во взрослом сложном мире разных культур и многомерных мнений, поэтому я сбежал в безопасную песочницу, сел на белого деревянного коня. Вот сижу теперь красивый и умный и вас с собой сюда зову. Не нравится – можете отписываться".

Морализатору всегда плевать на то, что он защищает (или крушит) – на самом деле его заботит лишь предательский треск его песочницы, с трудом выдерживающей каждое новое столкновение с реальной жизнью.

 

Одно из главных отличий зрелой личности от инфантильной – отсутствие опоры на моральный костыль.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 
 

Зрелый человек опирается в первую очередь на себя, свои чувства, свою интуицию: ему не нужно ни искать, ни создавать костыли в виде ясных и однозначных систем моральных координат.

Он сам себе ум, честь и совесть – что не мешает ему выглядеть высокоморальным в глазах других людей.

Просто его "моральность" является не результатом усилий или самопринуждения, а результатом трезвого и здорового взгляда на мир и свое место в нем.

Откуда у нас это навязчивое морализаторство, замаскированное под заботу?

 

 

 

Инфантильной же психике всегда нужен костыль. Мир прост, дважды два четыре, Ленин жив, мы за все хорошее и против всего плохого.

Все, что угодно, лишь бы не оставаться в неопределенности, лишь бы чувствовать себя частью большой и сильной стаи, готовой на любой вопрос дать однозначный ответ: "да" или "нет", а при необходимости и дать по морде инакомыслящим.

Нравится это кому-то или нет, мир сложен. Мир бесконечно сложен. И человек сложен. Мы что-то знаем о человеке, о его психике, но чем больше мы знаем, тем больше возникает новых открытых вопросов. И самые большие глупости в (и об) этом мире чаще всего говорятся с преамбулой: "На самом деле все просто". опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Андрей Юдин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/

андрей юдин морализаторство моральный костыль трусость реальная жизнь зрелая личность психология

Еще от Андрей Юдин