"Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо" - учебник по культуре Японии

"Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо" - учебник по культуре Японии

09.09.2018 | 20:25

Важнейшее событие перекрестного Года России в Японии и Года Японии в России - выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которую ее кураторы считают учебником по культуре Японии. В эту эпоху, в эти 250 лет японскому искусству был обеспечен расцвет.

Прекратились бесконечные междоусобицы, наступили мир, покой, стабильность, интерес к искусству и культуре вообще, спрос на них стал возрастать. Музей изобразительных искусств имени Пушкина готовился к этой выставке особым образом, намеревались даже перекрыть стеклянные потолки музея для создания особого освещения. Репортаж Яны Мирой.

Этот шедевр школы Римпа - ширму «Бог ветра и бог грома» - увидеть в Японии не так-то просто. Ее перестали экспонировать за год до этой выставки, и после месяца в Москве она не будет доступна для публики еще год. Здесь очень хрупкие и ценные произведения. Портрет Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана имеет статус национального сокровища. «Макросъемка показала, что вот эти мелкие пятна, которые хранители музея считали какими-то повреждениями, это действительно «намеренные» пятна, которые художник написал, таким образом обозначив родимые пятна портретируемого. Потому что все эти пятна написаны разными оттенками туши», - комментирует куратор выставки Айнура Юсупова.

Так в Японии не писали! Традиция - это условное плоское изображение человека. А тут влияние Запада - светотеневая моделировка, объем. Это психологический портрет. Художник считал, что страна должна быть открыта для внешних влияний. «Все его мысли о будущем страны не прошли бесследно. И через два года после того, как этот портрет был написан, его обвинили в заговоре, и он был вынужден покончить с собой, совершив ритуальное самоубийство - сеппуку», - рассказала куратор выставки Айнура Юсупова.

Самое известное в мире произведение японского искусства - «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая. Сдержанная цветовая гамма - вопрос политический. В Японии действовал эдикт против роскоши - излишняя пышность и яркость была под запретом. Этот образ стал символом и теперь есть в каждом мобильном телефоне. А когда-то Европу накрыло волной увлечения японской гравюрой почти случайно.

«Есть такая легенда, что французские художники в антикварных лавках очень интересовались восточным антиквариатом, и, раскрыв одно из фарфоровых произведений, они увидели, что оно завернуто в японскую гравюру. Японские гравюры и тогда стоили настолько дешево, что в них заворачивали фарфор, который считался более ценным», - комментирует куратор выставки Айнура Юсупова.

В эпоху Эдо в Японии был экономический подъем. Богатеют купцы и ремесленники. Искусство становится предметом массового потребления. Здесь изображён пикник на лодке. Его устроили актеры театра Кабуки. Их лица и позы для современников узнаваемы. Такая гравюра - аналог постеров со звёздами. Их выпускали к премьерам, коллекционировали. И стоили гравюры так же дёшево, как открытки со знаменитостями.

А вот живопись продолжала оставаться элитарным искусством. Этот свиток - из коллекции Музея Востока. Правда, в Москве его не видели очень давно: в музее просто нет оборудования, которое ему необходимо. Так что выставка в Пушкинском - уникальная возможность познакомиться с японским взглядом на женскую красоту. Тут изображена дама эпохи Хэйан. «Дамы в это время должны были иметь белоснежное лицо без какого-либо изъяна. Но зубы черные. Чернили зубы потому, что считалось, что вот такой контраст между черными зубами и белоснежным лицом создавал особое очарование», - рассказала старший научный сотрудник Государственного музея Востока Галина Шишкина. 

Еще одна дама определила судьбу театра Кабуки. Эту танцовщицу зовут Окуни. Она синтоистская жрица из Идзумо, которая в начале 17 века пришла в Киото собирать деньги на храм. «Синтоистские ритуальные песни и пляски она, видимо, не только очень талантливо представляла, она их интерпретировала, внесла так много индивидуального и эротического! Эти выступления были очень яркими и с пикантными деталями», - комментирует старший научный сотрудник Государственного музея Востока Галина Шишкина.

Толпы почитателей и подражателей. Но закончился успех запретом на присутствие женщин на сцене. В театре Кабуки стали выступать только мужчины.

Выставка в Пушкинском проходит в два этапа. Эти хрупкие вещи нельзя выставлять дольше четырех недель. Так что через месяц работы экспозиция полностью обновится.

Новости культуры

Реклама