Вокзал для всех. Как спорт создает новые центры городской жизни

Вокзал для всех. Как спорт создает новые центры городской жизни

Крупные спортивные события, такие как чемпионаты по футболу или олимпиады, трансформируют архитектуру и функционал общественных зданий принимающих городов. Наряду со спортивной инфраструктурой заметно обновляется и транспортная — железнодорожные вокзалы и аэропорты. Если аэропорты, как правило, представляют собой современные транспортные хабы с утилитарной архитектурой, то здания железнодорожных вокзалов нередко являются памятниками наследия, исторически встроенными в городскую ткань центра города.

Спортивные праздники проходят, а обновленная инфраструктура остается и формирует облик города еще долгие годы. Как реконцепция и реконструкция вокзалов влияет на их функции и какова роль архитектора в этом процессе?

Первые вокзалы в Европе были очень простыми, но из-за расположения в центральных районах городов постепенно приобрели архитектурные формы, соотносившиеся с окружающей застройкой. Большинство вокзалов Европы в конце XIX-начале XX веков исполнялись в модных тогда стилях модерн и барокко, притом не без инноваций в конструкциях: например, сложную задачу представляло создание перекрытий над железнодорожными путями. Архитектура вокзалов выполняла не только эстетическую функцию: она показывала технические возможности и доступные на момент строительства инновации.

Уже в XX веке вокзалы получили функции транспортно-пересадочных узлов: потребовалось логичное соединение железных дорог с автобусными станциями, активно развивающимся метро, а в дальнейшем — с автомагистралями. В состав таких ТПУ стали входить гостиницы. С ростом стоимости земли и строительства в центрах мировых столиц вокзалы приобрели почти сакральный статус. Вокзал стал воротами города — местом, с которого путешественник начинает свое знакомство с городом или даже страной, и к транспортным и туристическим функциям добавились функции бизнеса. Вокзалы усложнились и вышли за пределы путей и зданий на прилегающие площади, на которых теперь кипит жизнь.

Постоянная динамика жизни вокзалов логично приводит к необходимости изменения не только функционала, но и архитектуры зданий. Ярче всего реконцепция и реконструкция вокзалов проявляются при подготовке городов к спортивным мероприятиям, таким как чемпионаты мира и Европы по футболу, а также Олимпиады.

В создание комфортной логистики страны, принимающие крупные спортивные события, вкладывают серьезные инвестиции. Модернизация городских хабов и транспортных магистралей дает позитивный экономический эффект и после завершения спортивного праздника. Согласно информации ОАО «РЖД», в реконструкцию 31 вокзала в городах проведения ЧМ-2018 вложено более 8 млрд рублей. Провели значительные реконструкционные работы, обновили инженерия объектов, доработали навигация. Самому масштабному преобразованию подверглись вокзалы в Нижнем Новгороде и Волгограде. Нижегородский вокзал изменился до неузнаваемости, приобрел антресоль с торговыми зонами. При этом в ходе реконструкции сохранили уникальные мозаичные панно.

Российские затраты на обновление транспортной инфраструктуры и общественных функций вокзалов сопоставимы с зарубежными: к примеру, в Германии к Чемпионату мира 2006 более 70% от инвестиций в проведение чемпионата (порядка $7,7 млрд) потратили на модернизацию Центрального вокзала и строительство автомобильных тоннелей.

К реконцепции и реконструкции вокзалов необходим комплексный подход. Это значит, что архитекторы и градостроители должны еще на стадии проекта объединять усилия и формировать стратегию объекта с глобальной точки зрения, встраивая ее в развитие всего центра города, ориентируясь в том числе на прилегающую территорию. Реконструировать только здание вокзала или только транспортную инфраструктуру — значит в будущем создать функциональный, но «отрезанный» от окружения проект.

В ходе реконструкции перед проектной командой стоит задача не только улучшения проектов и возврата утраченных элементов архитектуры. Нередко архитекторам необходимо восстановить или создать с нуля связи объекта с окружением. В 60-х годах прошлого века вокзалы начали приобретать репутацию неблагополучных мест с высокой угрозой криминала. Вернуть вокзалам хорошую репутацию и сделать территорию привлекательной для бизнеса — одна из ключевых целей реконцепции.

Какие функции сегодня, кроме транспортной, востребованы аудиторией вокзалов? Работая над проектом реконструкции Киевского вокзала, мы провели исследование, которое показало, что помимо транспортной функции все больше востребованы у горожан дополнительные функции вокзалов. Почти 10% посетителей приходят сюда не для того, чтобы куда-то поехать или кого-то встретить, а чтобы совершить покупки, зайти в кафе, в банк или на почту. Вокзалы превращаются в многофункциональные комплексы, и такая концепция уже принята Европой.

К примеру, Центральный вокзал Вены, реконструкция которого стартовала в 2008 году, после завершения работ получил в своем составе трехэтажный торговый центр площадью 17 000 кв. м и современный бизнес-центр площадью 13 000 кв. м. Бизнес и торговые функции дополняет здание отеля Motel One: концепция позволяет интегрировать «городские ворота» в активную деловую жизнь города.

Оживленная территория и здание вокзала, работающее круглосуточно, способны привлекать новых пользователей многообразием представленных функций. Продуманные реконцепция и реконструкция позволяют сделать вокзалы инфраструктурными центрами, вокруг которых постепенно может сформироваться и востребованный жилой кластер.

Одна из сложностей реконструкции вокзалов и их адаптации под современные нужды — работа с историческими зданиями. Для архитектора здесь главное — принцип уважения к истории в сочетании с пониманием динамики развития транспортных объектов. Необходимо находить баланс между ценностью истории для поколений и изменениями в общественной жизни, чтобы сделать здание актуальным.

Как правило, при реконструкции основной упор делается на повышение комфорта пользователей вокзала: старинные здания дополняются эскалаторами и лифтами. А вот исторические фасады или интерьеры вокзала с большим количеством воздуха и крупными запоминающимися декоративными элементами и сегодня могут выглядеть презентабельно и должны впечатлять путешественника.

За время существования и непрерывного развития железнодорожного транспорта изменился характер путешествий: сегодня мы пользуемся высокоскоростными поездами, приобретя билет в мобильном приложении, прямо из офиса после работы спешим на вокзал и переносимся в другой город. Функции вокзала как места для ожидания и длительного времяпрепровождения уходят в прошлое: их вытесняют сервисы (от банков до многофункциональных центров услуг), шопинг (товары в дорогу и сувениры) и даже работа (зоны с бесплатным wi-fi и зарядкой устройств). Все это требует повышения уровня развития вокзалов и, конечно, увеличения комфорта пребывания пассажиров.

Яркий пример того, как современная реконструкция меняет концепции вокзалов — модернизация хаба «Нью-стрит» в Бирмингеме, завершившаяся в 2014 году. Вокзал, построенный в 1960-х годах, перестал справляться с растущим пассажиропотоком, став самой загруженной в Великобритании. И главной целью реконструкции стало создание комфортных условий для пассажиров. Согласно проекту, площадь здания была увеличена в три раза, к зданию был пристроен универмаг, а масштабный атриум обеспечил естественное освещение.

Подвергся реконструкция и лондонский вокзал «Кингс-Кросс» в преддверии Олимпийских игр в 2012 году. Одной из задач стало восстановление элементов викторианской архитектуры и сооружение высокотехнологичной кровли здания. При этом за пять лет реконструкции удалось расширить и площадь объекта: создали дополнительные входные группы, провели полную реконструкцию вокзальной площади с внедрением сервисов и парковочных зон. Но главное — реконструкция позволила связать вокзал с новым строящимся районом города на севере и другими транспортными хабами — с южной стороны, включив его в транспортную систему города.

В Польше к проведению Евро 2012 реконструировали вокзал Вроцлава. Историческое здание было построено в 1920-х годах, и над проектом реконструкции, оцененным в $113 млн, работало сразу несколько фирм с международным и локальным опытом. Реконструкция включала в себя обновление перекрытий платформ, воссоздание утраченных деталей, но также модернизацию потолочных пространств и инженерии. В здании были установлены новые подъемники для маломобильных групп граждан, появились лифты и эскалаторы. Проект дополнили рестораны с террасами в зонах ожидания, а на последнем этаже появилась смотровая площадка с музеем фотографии. Для формирования связей с окружением в проект реновации включили вокзальную площадь, на которой появились велопарковки, построили подземный паркинг.

Реконструкция вокзалов требует серьезных вложений и не балует инвесторов быстрым возвратом средств: как правило, срок окупаемости проектов реконструкции составляет не менее 10-15 лет. Но грамотная реконцепция, добавленные функции и адаптация исторического здания к современным стандартам позволяют создать новые центры притяжения на картах городов и иначе взглянуть на традиционное назначение транспортных хабов, которые сегодня становятся еще и торговыми центрами, объектами для бизнеса и развлечений.