Вопрос существования гравитационных волн по-прежнему открыт

Ученые, работающие с самым известным в Австралии радиотелескопом Паркс, сообщили, что 11 лет в поисках доказательства гравитационных волн прошли впустую. Такая уж проблема существует в физике: при условии, что теория относительности надежна и не подлежит пересмотру, существуют и гравитационные волны. Если же все иначе, то само разрешение возникающих несоответствий может привести к переосмыслению физики черных дыр или даже появлению более серьезной физической теории.

Эйнштейн заговорил о существовании гравитационных волн в скором времени после написания общей теории относительности – и это его предсказание считается одним из важнейших элементов теории. Если основываться на предположениях Альберта Эйнштейна о гравитации, то она работает следующим образом: движение массовых тел порождает рябь в пространстве-времени.

«Волны» возникают потому, что действие гравитации не является мгновенным, а происходит со скоростью света. Ученые с телескопа Паркса старались найти гравитационные волны, отслеживая прибытие регулярных сигналов от известных пульсаров. Суперкомпьютеру было доверено найти все возможные паттерны расхождений в наносекундах времени прибытия таких импульсов – в теории это должно было поспособствовать обнаружению любых мощных пертурбаций в топологии пространства-времени. Двигайся такой паттерн со временем, и ученых можно было бы поздравить – найти гравитационную волну удалось.

Ученые с особой тщательностью следили за взаимодействием черных дыр, ведь столкновение пары столь плотных тел должно было спровоцировать гравитационную волну, наблюдать которую было бы возможно и при помощи современного оборудования.

Кроме стремления "проверить на прочность" теорию относительности, ученые намеревались засечь гравитационные волны в частности и потому, что они могли бы стать уникальным и важным источником информации о Вселенной. Принято считать, что в случае, когда сталкиваются две галактики, в центре каждой из которых находятся сверхмассивные черные дыры, они тоже столкнутся в определенный момент. Если рассматривать это событие как сбор света, оно останется невидимым, скрытое светом соседних звезд. Если же взглянуть на то же событие с точки зрения гравитации - все должно быть иначе, по крайне мере, в теории. Ученым могли бы увидеть гравитационные волны, их рябь во Вселенной, ставшую ответом на движение крупных масс, им удалось бы в некотором роде «взглянуть за барьер», увидеть столкновение черных дыр. Но, увы… на сегодняшний день этого пока не случилось.

Как относиться к теории о существовании гравитационных волн? Быть может, черные дыры просто сталкиваются иначе, чем представляли ученые? Традиционно считалось, что столкновение черных дыр это своеобразный долгий танец, но что если это не так? Физики подозревают, что на деле столкновения происходят с большей скоростью и производят крупные гравитационные волны, но на малый временной промежуток.

Конечно, ранее некоторым ученым случалось утверждать, что они наблюдали гравитационные волны, однако такие заявления не прошли проверку и не нашли поддержки в научном сообществе. И все же неудачи не останавливают физиков на пути к поиску гравитационных волн. Ученые не отказываются от мысли об их существовании и раздумывают лишь о том, как обнаружить волны наверняка.

гравитация волны гравитационные волны Паркс