Выпущен интригующий прогноз от Водородного совета


Провести исследование помогло консалтинговое агентство McKinsey. Важно, что проект поддержан мировыми гигантами нефтегазовой отрасли, такими как Linde, Total и Shell.

В  январе 2017 года пять автомобильных компаний совместно с рядом промышленных партнёров создали Водородный совет (Hydrogen Council), заявив о нём на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Теперь же в Бонне, на Международной конференции по глобальному климату COP 23, Совет обнародовал исследование, посвящённое роли водорода в энергетике будущего, и анонсировал «дорожную карту» в этой сфере.

Покупатели в Европе, Японии и США сейчас могут купить водородные модели на топливных элементах Toyota Mirai, Honda Clarity и Hyundai ix35 FCEV, но, конечно, работы над аналогичными легковушками ведут не только эти автопроизводители. Среди ближайших новинок рынка — Mercedes-Benz GLC F-Cell.

Покупатели в Европе, Японии и США сейчас могут купить водородные модели на топливных элементах Toyota Mirai, Honda Clarity и Hyundai ix35 FCEV, но, конечно, работы над аналогичными легковушками ведут не только эти автопроизводители. Среди ближайших новинок рынка — Mercedes-Benz GLC F-Cell.

К 2050 году водород может составить 18% от общей потребляемой «конечной» энергии в мире. Разумеется, сам он не является ископаемым топливом, а служит лишь «упаковкой» энергии, добытой иным способом. Но так или иначе значительная часть транспорта может быть переведена на водород. А потому, по прогнозу партнёров, годовой спрос на него к 2050 году вырастет в десять раз, до 80 эксаджоулей в энергетическом исчислении. Один килограмм при сгорании выделяет 141 МДж теплоты, следовательно, речь идёт примерно о 570 млн тонн этого газа в год.

Несколько фирм далеко не первый год экспериментировали с применением водорода как топлива для ДВС, BMW даже выпускала такие водородные «семёрки» мелкой серией. Но в итоге магистральное направление свелось к топливным элементам, в чью пользу выбор сделали и баварцы.

Несколько фирм далеко не первый год экспериментировали с применением водорода как топлива для ДВС, BMW даже выпускала такие водородные «семёрки» мелкой серией. Но в итоге магистральное направление свелось к топливным элементам, в чью пользу выбор сделали и баварцы.

Уже к 2030 году водород может питать около 10−15 млн легковых автомобилей и 500 000 грузовиков, уверяет Совет. А к 2050-му этот переход позволит уменьшить ежегодные выбросы CO2 примерно на шесть гигатонн, по сравнению с сегодняшним уровнем. Это обеспечит примерно 20% от того сокращения выбросов, которое необходимо для ограничения глобального потепления до двух градусов по Цельсию. (Якобы в противном случае средняя температура на планете возрастёт сильнее, утверждают климатологи.)

В развитии водородного транспорта важны три составляющие: производство водорода, заправочная инфраструктура и топливные элементы, которые должны становиться всё дешевле и выпускаться во всё большем масштабе. Ради такой цели в индустрии создаются союзы вроде СП GM и Хонды.

В развитии водородного транспорта важны три составляющие: производство водорода, заправочная инфраструктура и топливные элементы, которые должны становиться всё дешевле и выпускаться во всё большем масштабе. Ради такой цели в индустрии создаются союзы вроде СП GM и Хонды.

В освоении водородного топлива будут участвовать не только легковушки. Опытные парки из водородных автобусов уже не первый год эксплуатируются в нескольких странах. Ставятся опыты с пикапами и грузовиками, в том числе появился уже и магистральный тягач на топливных ячейках. Есть погрузчики, трамваи и мотоциклы с аналогичной начинкой. Экспериментируют с водородом авиа- и судостроители. Правда, для достижения желаемого уровня использования водорода понадобятся инвестиции в размере $20−25 млрд в год. В сумме — около $280 млрд до 2030 года. Это, впрочем, не так уж много на фоне глобальных инвестиций в топливно-энергетической сфере, которые равны $1,7 трлн в год.

С января список участников Совета заметно расширился. В настоящий момент в него входят компании Air Liquide, Alstom, Anglo American, Audi, BMW Group, Daimler, Engie, General Motors, Honda, Hyundai Motor, Iwatani, Kawasaki, Plastic Omnium, Royal Dutch Shell, Statoil, Linde Group, Total, Toyota, Ballard, Faber Industries, Faurecia, First Element Fuel, Gore, Hydrogenics, Mitsubishi Corporation, Mitsui & Co, Plug Power и Toyota Tsusho.

С января список участников Совета заметно расширился. В настоящий момент в него входят компании Air Liquide, Alstom, Anglo American, Audi, BMW Group, Daimler, Engie, General Motors, Honda, Hyundai Motor, Iwatani, Kawasaki, Plastic Omnium, Royal Dutch Shell, Statoil, Linde Group, Total, Toyota, Ballard, Faber Industries, Faurecia, First Element Fuel, Gore, Hydrogenics, Mitsubishi Corporation, Mitsui & Co, Plug Power и Toyota Tsusho.

Добавим, что совокупный доход фирм-участниц Водородного совета — 1,5 трлн евро, что, между прочим, превышает госбюджет Германии или Японии, то есть стран, расположенных на четвёртом и третьем месте в мире по данному параметру. А ещё эти компании предоставляют работу более чем двум миллионам человек. Потому столь серьёзное обращение к водородной теме может оказать влияние не только на автомобильную отрасль, но и на всю мировую экономику.